EN RU UA

Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве полигонов ТБО

Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве полигонов ТБО

Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве полигонов ТБО

Согласно данных Минрегиона в 2020 году образовалось более 54 млн.м3 бытовых отходов (более 15 млн тонн, общая площадь захоронения составляет почти 9 тыс.га). К сравнению – в 2019 году образовалось почти 53 млн. м3 бытовых отходов. Было переработано и утилизировано около 6,3% бытовых отходов, из них: 1,7% сожжено, а 4,6% бытовых отходов попали на заготовительные пункты вторичного сырья и мусороперерабатывающие линии.

Как видим, количество отходов с каждым годом продолжает расти, а их эффективная утилизация остается открытым вопросом. Внедренная система раздельного сбора отхоов по территории Украины еще слаборазвита, а осведомленность населения остается низкой. Поэтому большинство бытового мусора попадает на полигоны, из них количество перегруженных свалок составляет 261 ед. (4,3%), а 868 ед. (14%) не соответствуют нормам экологической безопасности. За последние годы выросли места несанкционированного сброса отходов, так как в сельской местности и некоторых районных центрах до сих пор отсутствует централизованный вывоз мусора. Так как должны быть устроены полигоны ТБО и какой вред может быть от их несанкционированного размещения?

Обязательным является наличие контрольно-пропускного пункта с автомобильными весами для взвешивания отходов, а также вышки и специальные приборы, которые измеряют радиометрические показатели. На полигонах ТБО обязательно должны функционировать системы мониторинга, которые будут передавать полученные данные в квалифицированные лаборатории. Системы отбирают и исследуют пробы воздуха, подземных вод и почв непосредственно на полигоне и на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Местоположение полигона обычно делится на две зоны: разгрузка мусора и его складирование.

Место захоронения отходов имеет следующее строение: на территории выкапывают котлован и перекрывают слабопроникающим перекрытием, цель которого – препятствовать попаданию в землю токсичных веществ. В качестве таких материалов можно использовать отходы строительства: бетон, кирпич и защитный пластик. Спрессованные тюки мусора или рассыпчатые отходы, что поступили на полигон, высыпаются в котлован шаром до двух метров, каждый пересыпается землей, и уплотняется спецтехникой.

Обычно полигоны окружены защитными лесополосами, оборудованы специальными сетками и экранами. Это предотвращает не контролируемый выброс в воздух биогаза, который образуется в результате метанового и водородного брожения.

На законодательном уровне функционирование полигонов в Украине регулируют:

– Государственные строительные нормы Украины (ДБН В.2.4-2-2005);

– Закон Украины «Об отходах»;

– Приказ «Об утверждении правил эксплуатации полигонов бытовых отходов».

Итак, полигон должен быть устроен так, чтобы в течение 20 лет функционирования на нем было снабжено предотвращение негативного влияния процесса разложения отходов на окружающую среду – воздух, водные объекты, почву, грунтовые воды – и здоровье людей.

Согласно Закону Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», строительство станции сортировки твердых бытовых отходов при проведении операции в сфере обращения с опасными отходами (хранение, обработка, переработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение); операции в сфере обращения с бытовыми и другими отходами (обработка, переработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение) объемом 100 тонн в сутки или более принадлежат к первой категории, а ко второй категории – утилизация, удаление, обработка, обезвреживание, захоронение бытовых отходов. Так же ОВД выполняется при реконструкции, рекультивации (п. 14 во 2-й категории, и п. 22 в 1-й категории статьи 3 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду»).

Процедура оценки воздействия на окружающую среду при строительстве или реконструкции полигона твердых бытовых отходов состоит из:

  1. Подготовки уведомления о плановой деятельности, которая подлежит оценке воздействия на окружающую среду. Уведомление загружается реестр ОВД и публикуется в двух печатных изданиях для ознакомления местными жителями о планируемой деятельности предприятия.
  2. Исследование влияния плановой деятельности на атмосферу воздуха в данной местности, влияние на почву, поверхностные и грунтовые воды, на флору и фауну района в рамках плановой деятельности. Моделирование и расчет акустического воздействия, расчет техногенной нагрузки на местную инфраструктуру, и социально-экономические условия местных общин (в частности влияние на здоровье людей).
  3. Составление отчета по ОВД включает: технические характеристики плановой деятельности, заключения исследований, описание оправданных альтернатив, описание текущего состояния окружающей среды. Разработка действенных и эффективных мер, направленных на уменьшение и избежание негативного воздействий на окружающую среду, учета замечаний и предложений общественности. Отчет по оценке воздействия на окружающую среду также размещается в реестре ОВД.
  4. Отчет по ОВД и объявления об общественном обсуждении публикуются в реестре ОВД, также размещается информация об общественном обсуждении в печатных изданиях.
  5. Общественное обсуждение отчета по оценке воздействия на окружающую среду осуществляет уполномоченный территориальный или центральный орган в форме общественных слушаний, письменных замечаний и предложений. Такое обсуждение продолжается от 25 до 35 рабочих дней, время определяется от категории плановой деятельности и наличия трансграничного воздействия. За организацию и проведение общественного обсуждения субъект хозяйствования платит официальную плату в территориальный или центральный уполномоченный орган. Отчет об общественном обсуждении готовит уполномоченный территориальный или центральный орган и загружает в реестр ОВД.
  6. Выдача заключения ОВД. Уполномоченный территориальный или центральный орган выдает заключение оценки воздействия на окружающую среду, в котором определяет допустимость или обосновывает недопустимость плановой деятельности, определяет условия ее производства. Данное заключение является обязательным к исполнению. Органы государственной власти и местного самоуправления обнародуют заключение по оценке воздействия на окружающую среду и решение о проведении плановой деятельности в течение 3 рабочих дней со дня его принятия и предоставляют общественности возможность ознакомиться с его содержанием. Заключение ОВД предоставляется субъекту хозяйствования бесплатно в течение 25 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения.

Специалисты компании MCL имеют опыт в проведении оценки воздействия на окружающую среду для первой и второй категорий видов плановой деятельности и проведении исследований определения влияния на флору и фауну на территории плановой деятельности.