RU UA EN

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВД) при строительстве магистральных железнодорожных линий общего пользования

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВД) при строительстве магистральных железнодорожных линий общего пользования

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВД) при строительстве магистральных железнодорожных линий общего пользования

Согласно Закону Украины «Об оценке влияния на окружающую среду», строительство магистральных железнодорожных линий общего пользования относится к I категории видов планируемой деятельности и объектов, которые могут оказать значительное влияние на окружающую среду. Прохождение процедуры ОВД происходит через государственный орган – Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Согласно статистическим данным 2019 года, предоставленным Министерством инфраструктуры Украины, железнодорожный транспорт является ведущей отраслью в дорожно-транспортном секторе. Доля перевозок всех видов транспорта составляет ~82% — грузовых и 36% — пассажирских перевозок. Также через территорию страны проходят основные транспортные трансъевропейские коридоры. Крупнейшее предприятие в Украине, осуществляющее централизованное управление процессом перевозок (внутренние и межгосударственные сообщения) – Укрзализныця (Акционерное общество «Украинская железная дорога»). Одной из главных проблем железных дорог Украины является низкая пропускная способность отдельных участков и его направлений, так называемые узкие места. Для их ликвидации и улучшения технико-эксплуатационных возможностей объектов инфраструктуры необходимо провести их техническое переоснащение и модернизацию.

Основные правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта общего пользования определяются Законом Украины «О железнодорожном транспорте» и Законом Украины «Об особенностях образования акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования». Нормы проектирования и строительства определены ДБН Украины В.2.3-19:2018 «Железные дороги 1520 мм» и применяется для:

  • новых железнодорожных линий
  • дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей, подъездных путей;
  • реконструкцию и капитальный ремонт существующих линий;
  • отдельных сооружений и устройств железных дорог общей сети Украины;
  • перспективные железнодорожные линии со скоростным движением пассажирских поездов

Магистральные железнодорожные пути общего пользования (главные пути) — это пути гонки, а также пути станций, которые являются непосредственным продолжением путей смежных гонок и, как правило, не имеют отклонений на стрелочных переводах. Их строительство и размещение на них технологических сооружений и передающих устройств могут также включать в себя железнодорожные станции и пути общего пользования; тяговые подстанции; контактная сеть и другие устройства технологического электроснабжения; системы сигнализации, централизации, блокировки и управления движением поездов и т.д.

Опасность осуществления такого вида планируемой деятельности касается как безопасности здоровья человека, так и непосредственного влияния на фауну и флору окружающей среды. Так, в соответствии с новой действующей редакцией вышеупомянутого ДБН, с 1 апреля 2019 года для уменьшения несчастных случаев попадания людей под поезд, внедрено проектирование ограждающих заборов или лесонасаждений. Основным видом работ при осуществлении планируемой деятельности строительства магистральных железнодорожных линий общего пользования, которые следует учитывать в отчете по оценке воздействия на окружающую среду, являются:

  • Земляные работы. Включая отсыпку насыпи или устройство выемки, перемещение грунта, разравнивание, уплотнение (трамбование), при необходимости осушение будущего земляного полотна (отвод грунтовых вод) и другие. Так, например, следует учитывать возможные миграционные пути животных и редкие виды растений на территории производства планируемой деятельности.
  • -Устройство искусственных сооружений — мостов, виадуков, путепроводов, водопропускных труб под насыпями, лотков и т.д.
  • Укладка верхнего строения пути, в т.ч. формирование балластной призмы, укладка подрельсовых оснований (шпал), укладка, закрепление и соединение рельсов.

Компании MCL имеет опыт проведения оценки воздействия на окружающую среду для I и II категорий видов плановой деятельности и проведении исследований определения влияния на флору и фауну на территории плановой деятельности.