RU UA EN

Преимущества и ключевые проблемы ограничения использования энергии в Украине

Преимущества и ключевые проблемы ограничения использования энергии в Украине

Преимущества и ключевые проблемы ограничения использования энергии в Украине

Программа EU4Energy – это четырехлетняя инициатива, возглавляемая и финансируемая Европейским Союзом. В рамках этой программы Международное энергетическое агентство (МЭА) подготовило дорожную карту Harnessing Energy Demand Restraint in Ukraine 2021 года. Документ носит информативный характер. В нем представлен анализ и предложения на основе международного опыта и практик для разработки эффективной политики и программ, которые помогли бы реализовать ограничение спроса (повышение энергоэффективности, уменьшение импорта энергии, улучшение гибкости и устойчивость в энергетическом секторе в краткосрочной перспективе), повысив энергетическую безопасность Украины , экономическую конкурентоспособность и экологические результаты Украины.

Использование энергии в Украине сосредоточено в жилом, промышленном и транспортном секторах, на которые в 2019 году приходилось более 80% общего конечного потребления энергии (промышленность и жилищный сектор — 60%, транспорт — 20%). В то же время, если добавить потребление централизованного отопления к общему конечному потреблению энергии домохозяйствами, потребление природного газа населением в 2018 году составило около 15,4 млрд куб. м (140% годовых потребностей Украины в импорте газа). Отопление помещений является ключевым фактором потребления энергии в жилых помещениях. Таким образом, эти секторы имеют наибольшее потребление, поэтому более привлекательны во внедренные ограничения спроса на энергию.

Были определены три ключевые стратегические цели политики:

  1. Повышение энергоэффективности путем расширения и углубления энергоэффективности в нескольких ключевых областях с высоким потреблением энергии, для которых потенциал для быстрой реализации существенной и постоянной экономии энергии является наибольшим.
  2. Уменьшение импорта топлива путем быстрой диверсификации (распределение закупок сырья, технологий между разными источниками (странами) с целью ослабления критической зависимости от любого одного источника поставок) потребление энергии от импорта энергии к внутренним источникам энергии и сочетание традиционных форм ограничения спроса, что также позволит повысить гибкость и устойчивость энергетического сектора.
  3. Использование мер ограничения спроса на электроэнергетику для улучшения устойчивости и гибкости энергетического сектора во время чрезвычайных событий и жестких условий спроса и предложения.

Основные методы использования ограничения спроса на энергию для контроля дисбалансов энергетической системы включают:

— ограничение максимальной нагрузки, которое направлено на уменьшение потребления электроэнергии во время чрезвычайных событий или периодов пикового потребления в течение дня, недели или в течение сезонов, в зависимости от характера и продолжительности происшествия.

— смещение нагрузки, предполагающее снятие давления с энергетических систем путем перемещения части нагрузки на непиковый период дня, недели или сезона.

— экономия и энергоэффективность, которая направлена ​​на постоянное снижение общего уровня потребления энергии в течение длительного времени.

Преимущества ограничения спроса на энергию:

  1. Энергетическая сохранность. Меры по ограничению спроса, поддерживающие переход потребления из импорта на внутренние источники энергии, могут усилить энергетическую безопасность путем дальнейшего снижения зависимости от импорта энергии.
  2. Повышение экономических характеристик на макроэкономическом уровне. Низшие затраты на энергию улучшают конкурентоспособность, особенно для энергоемких экспортных отраслей. Повышение энергоэффективности уменьшает спрос и расходы на энергию и повышает доходы для физических лиц и прибыль для предприятий.
  3. Экологическая стойкость. Основная цель – уменьшение выбросов углерода и переход к декарбонизации, что также способствует улучшению здоровья и благополучия населения.

Ключевые проблемы в обеспечении ограничения спроса:

  1. Финансовые проблемы. Установление цен ниже производственных затрат и перекрестных субсидий, недостаточных для поощрения ограничения спроса.
  2. Недостаточная осведомленность о возможностях и преимуществах энергосбережения среди поставщиков и потребителей.
  3. Медленное развитие инфраструктуры, внедрение инновационных технологий, а также низкое качество обслуживания.
  4. Высокие начальные издержки, длительные сроки окупаемости из-за искажения цен и неразвитые цепи поставок.
  5. Недостаточное обеспечение ресурсами; ненадлежащий мониторинг, проверка и исполнение административных решений; недостаточный институционный потенциал и знание.

Вывод. Энергетическое управление и институционные механизмы в Украине относительно изменчивы и существенно изменились за последние годы. В частности, Государственное агентство по энергоэффективности было включено в Министерство энергетики. Консолидация их политических функций и других связанных мер может улучшить согласованность и координацию выработки политики, связанной с сдерживанием спроса, что может повысить ее эффективность со временем. Аналогично, консолидация ряда регуляторных функций в НКРЭКУ с 2014 года может улучшить администрирование регулирования, связанного с энергетикой. Последняя ежегодная оценка Секретариата Энергетического Сообщества по национальным органам власти Украины в целом оценивается как положительная.