RU UA EN

Директива о среде обитания: новое руководство по охраняемым видам

Директива о среде обитания: новое руководство по охраняемым видам

Директива о среде обитания: новое руководство по охраняемым видам

В октябре 2021 года Европейской Комиссией был опубликован обновленный руководящий документ по строгой защите видов животных, представляющих особый интерес, перечисленных в Приложении IV(a) в соответствии с Директивой о местах проживания. Документ рассчитан на национальные, региональные и местные органы власти, природоохранные и другие организации, которые отвечают или участвуют в имплементации Директивы о среде обитания, к которым принадлежит и Украина, а также всех заинтересованных сторон, заинтересованных в понимании положений по охране видов.

Целью двух Директив — в отношении птиц и мест обитания — является поддержание охраняемых видов и типов среды обитания и восстановление их к благоприятному природоохранному статусу на протяжении всего их природного ареала в пределах ЕС, принимая во внимание экономические, социальные и культурные требования, а также региональные и местные особенности. Ожидается введение двух основных типов мер:

  1. Сохранение природных сред обитания и сред обитания видов (статьи 3-11 Директивы о местах обитания) и определение заповедных территорий как часть сети ЕС под названием Natura 2000.
  2. Охрана видов (статьи 12-16) с применением по всему их природному ареалу в пределах государств-членов, как внутри, так и за пределами объектов Natura 2000.

Ключевые аспекты, разъясняемые в документе, касаются статей 12 (режим строгой охраны) и 16 (отклонения) Директивы о местах жительства. Он основан на многочисленных решениях Суда Европейского Союза (CJEU) на этот счет. Для облегчения применения положений были предложены различные тематические исследования с соблюдением законодательной базы и представлены ссылки на судебные дела, на которые распространяются положения об охране видов.

Определены три элемента системы строгой защиты, гарантирующие полное и эффективное применение статей:

  1. создание целостной правовой базы для системы серьезной защиты;
  2. применение комплекса согласованных профилактических мер;
  3. применение конкретных принудительных мер на местах.

Применение превентивных мер особенно важных в случае повторяющейся или широко распространенной деятельности (например, сельского, лесного или рыбного хозяйства). Такие действия могут оказать негативное влияние на виды, даже если они непреднамеренные.

Приведены примеры профилактических мероприятий, таких как:

  • информационные кампании, направленные на повышение осведомленности о требованиях охраны отдельных видов и их местонахождении, а также расположение мест их размножения и отдыха.
  • определение особо вредных видов деятельности, требующих специального разрешения или местного контроля и т.д.

Так, например, внимание уделяется охране летучих мышей, охраняемых согласно Директиве о местах жительства. Летучие мыши уязвимы к любым формам нарушения, особенно в период их ночлега и спячки. В Румынии для того, чтобы защитить существующие пещеры от туристов, в 2010 году был начат проект LIFE, чтобы закрыть входы в 15 пещер, в которых размещены важные места для отдыха летучих мышей. При входе в пещеру были размещены информационные панели, чтобы объяснить, почему пещеры закрыты и какие летучие мыши охраняются. Также были установлены решетки или ограждения, чтобы контролировать доступ людей без усложнения летучей мыши залетать и вылетать. Экскурсии в эти пещеры проводятся при сопровождении гида небольшими группами с соблюдением кодекса поведения, чтобы не беспокоить летучих мышей.

Борьба со случайным отловом и убийством видов из Приложения IV(a). Для предотвращения данной проблемы были приведены примеры систем мониторинга в соответствии со статьей 12(4):

  • мониторинг прилова китообразных или морских черепах в орудиях ловли или их убийства ударами кораблей;
  • мониторинг смертности летучих мышей вокруг ветровых турбин;
  • мониторинг погибших на дорогах (например, млекопитающих, таких как рысь или медведь, или амфибий во время весенних миграций).

Например, Ирландия разработала регулирование и режим управления сейсморазведкой во избежание потенциально значимых влияний на все виды морских млекопитающих внутри и за пределами объектов Natura 2000. Это связано с распространением техногенного звука в среду, где обитают морские млекопитающие (например, киты, дельфины, тюлени) на большие расстояния из-за толщ воды, что несет с собой потенциально значительное негативное влияние. В 2014 году было издано руководство как «Управлять риском для морских млекопитающих от искусственных источников звука в ирландских водах». Были описаны виды рисков, которые могут возникнуть (например, дноуглубление, бурение, забивание свай, геофизические акустические исследования, взрывные работы) и описано разъяснение, как провести оценку риска, с приведением примеров.

Статья 16 Директивы о местах проживания предусматривают возможность отклонений от положений статьи 12-15 при определенных конкретных обстоятельствах, если отклонения обоснованы и выполнены все условия статьи 16. Однако, как постановил Суд ЕС, отклонения должны использоваться только как крайнее средство. Перед предоставлением согласования по отклонению от Директивы, Компетентный орган должен убедиться, что он отвечает следующим трем условиям:

  • отклонение должно быть полностью обосновано на основе одного из оснований, перечисленных в статье 16(1);
  • нет удовлетворительной альтернативы;
  • отклонение не должно наносить вред поддержанию популяции соответствующего вида при благоприятном сохранении статуса в их природном ареале.

Каждые два года государства-члены направляют Комиссии отчет в соответствии с установленным Комитетом форматом по отклонениям, применяемым согласно параграфу 1 вышеупомянутого документа. Комиссия предоставляет свое заключение по этим отклонениям в течение максимального срока в 12 месяцев после получения, отчитывается и представляет отчет перед Комитетом.

В отчетах указывается:

(a) виды, на которые распространяются отклонения, и причина отклонения, включая характер риска, ссылаясь на отклоненные альтернативы и использованные научные данные;

(b) средства, устройства или методы, разрешенные для отлова или убийства видов животных, и причины их использования;

(c) обстоятельства, когда и где предоставляются такие отклонения;

(d) орган, уполномоченный объявлять и проверять наличие необходимых условий и решать, какие средства, устройства или методы могут быть использованы, в каких пределах и какими органами и какие лица должны выполнять задачи;

(e) использованные меры надзора и полученные результаты.

Также в документе была представлена Схема выдачи отклонения в соответствии со статьей 16(1), где показаны различные варианты решения основного вопроса – «Нужно ли отклонение для эффективного решения одной из следующих целей: охраны дикой фауны и флоры, хранение природной среды обитания; предотвращение серьезных повреждений; интересы здоровья/безопасности населения, другие неотложные причины, имеющие преимущество в интересах общества; исследование и образование, реинтродукция видов?».