RU UA EN

Дорожная карта политики ограничения спроса использования энергии для Украины

Дорожная карта политики ограничения спроса использования энергии для Украины

Дорожная карта политики ограничения спроса использования энергии для Украины

В предыдущей статье «Преимущества и ключевые проблемы ограничения использования потребления энергии в Украине» мы рассмотрели основные моменты, представленные в документе «Harnessing Energy Demand Restraint in Ukraine 2021″, разработанном Международным энергетическим агентством (International Energy Agency (IEA).

Далее пойдет речь о возможном применении стратегических целей и взаимно подкрепляющих политических мер по продвижению ограничения спроса в энергетическом секторе в течение начального пятилетнего периода. Напоминаем, что основными стратегическими целями для Украины являются:

  1. Повышение энергоэффективности в нескольких ключевых сферах (жилищной, промышленной, транспортной, коммунальной) с высоким потреблением энергии, для которых потенциал для быстрой реализации существенной и постоянной экономии энергии является наибольшим.
  2. Уменьшить импорт топлива путем быстрой диверсификации потребления энергии от импорта энергии к внутренним источникам энергии.
  3. Улучшение устойчивости и гибкости энергетического сектора в чрезвычайных ситуациях и жестких условиях спроса и предложения, особенно в электроэнергии.

Жилищный сектор. Поскольку отопление помещений является ключевым источником потребления энергии домохозяйствами в Украине, оно является наиболее перспективным в ограничении потребления энергии. Главная проблема: большинство отопления жилых помещений в Украине обеспечивается устаревшей системой централизованного теплоснабжения, а средние технические потери в 2018 году оцениваются примерно в 18,5%. В настоящее время Украина продолжает внедрять программу «Энергодом», начатую в 2019 году, выполняя ряд мероприятий по повышению уровня энергоэффективности зданий (утепление наружных стен, низкоэмиссионные покрытия для «холодных крыш» и т.д.). Также государство продолжает имплементацию международных строительных норм, законов и программ (например, с 2014 г. введена Правительственная программа «теплых кредитов», в 2020 г. был обновлен ДБН по проектированию высотных зданий, в 2021 г. принят Закон «Об энергетической эффективности»). Было предложено:

  1. Разработать программы повышения осведомленности, понимания и повышения заинтересованности в уменьшении потребления энергии, ориентированных на бытовых потребителей, осуществляемых в партнерстве с местными поставщиками коммунальных услуг, розничными продавцами или энергосервисными компаниями (ESCO).
  2. Расширить охват сертификацией энергетической эффективности строения.
  3. Усилить стандарты энергоэффективности, регулирующие строительство новых жилых домов.
  4. Усилить мониторинг и обеспечение выполнения кодексов энергоэффективности зданий, а также внедрение финансовых стимулов для поощрения установления более эффективных бытовых отопительных приборов.
  5. Установка счетчиков по энергии для всех бытовых потребителей для непосредственной регулировки отопления помещений.

Транспортный сектор. Более эффективное использование энергии на автомобильном транспорте может значительно сократить импорт топлива. Главная проблема: доминирование рынка б/у транспортных средств (средний возраст транспортных средств по данным Нафтогаза составляет более 20 лет) и относительно медленные темпы замены транспортных средств. Стандарты экономии топлива, все чаще используемые для повышения энергоэффективности транспорта, являются эффективным способом постепенного снижения потребления топлива в транспортном секторе, что может обеспечить значительную экономию и со временем усилить ограничение спроса. При стабильном финансировании можно включать субсидии для снижения первоначальной закупочной цены, такие как дифференцированные налоги с продаж и импортные пошлины в пользу более новых транспортных средств, а также субсидии на эксплуатационные расходы, такие как скидки на регистрацию транспортных средств, отвечающие определенным требованиям по возрасту или эффективности использования топлива. Также государство может поощрять использование общественного транспорта, введение платных дорог и повышение платы за парковку, замена дорог на пешеходные и велосипедные дорожки в градостроительстве и проектах, более подробная информация при покупке транспортных средств (топливная эффективность автомобиля, предпочтение электромобилям, гибридам) и т.д. Что касается уменьшения импортного топлива, было предложено реформировать акцизный налог на топливо, особенно дизельного топлива и сжиженного газа, на альтернативные виды топлива с низким уровнем выбросов и нулевыми выбросами.

Сектор индустрии. За последние годы большинство энергоемких отраслей промышленности внедрили систему энергоменеджмента в соответствии со стандартом ISO 50001. Однако данное мероприятие не показало высокой эффективности. Международный опыт: применение комплексной системы энергетического менеджмента в сочетании с режимом аудита энергоэффективности, подлежащего независимой проверке, может определить направления энергосбережения и помочь создать эффективный цикл постоянного усовершенствования энергоэффективности промышленности. Законом Украины «Об энергосбережении» установлено, что энергетический аудит – это определение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и разработке рекомендаций по ее улучшению. Целью является установление эффективности использования энергетических ресурсов и разработка экономически обоснованных мер по снижению объемов их потребления, т.е. определение способов повышения энергоэффективности зданий разного назначения (от зданий до предприятий разных отраслей). В мае 2021 года Госэнергоэффективности Минэкономики и GIZ (Германское общество международного сотрудничества) презентовали практическое руководство и учебный курс по энергоаудиту для промышленных предприятий в соответствии со стандартом ISO 50002. Как видим, темпы снижения энергоэффективности в данном секторе остаются низкими.

Коммунальный сектор. Предприятия электроэнергетики и централизованного теплоснабжения являются основными потребителями импортного топлива и ключевыми поставщиками энергии для жилых, коммерческих, общественных и промышленных потребителей и занимают стратегическую позицию в энергетическом секторе Украины. Устаревшая инфраструктура приводит к низкому уровню технической эффективности и высоким потерям, в том числе в системах распределения электроэнергии и централизованного теплоснабжения. Как следствие, значительная часть энергетического потенциала системы теряется, что приводит к значительному перерасходу топлива и большему производству энергии. Нормативно-правовые требования, такие как стандарты эффективности генераторов и ограничения потерь в сети постепенно применяются в других странах для повышения технической и эксплуатационной эффективности коммунальных предприятий электроэнергетики и централизованного теплоснабжения, повышения эффективности потребления энергии и уменьшения расхода энергии. Они включают финансовые вознаграждения за достижение и перевыполнение целей или контрольных показателей энергоэффективности, назначение грантов или наложение штрафных санкций за низкую производительность. Также были предложены дополнительные меры, а именно: расширение функций коммунальных предприятий электроэнергетики и централизованного теплоснабжения с возможностью предлагать своим клиентам широкий спектр услуг по энергоэффективности. Таким образом, они будут иметь значительный потенциал для ускорения ограничения спроса и энергосбережения, а также смогут обеспечить эффективное выполнение программ по некоторым мерам по ограничению спроса в Украине. Увеличение взаимодействия с ESCO позволит повысить модернизацию зданий в жилом, общественном и коммерческом секторах.

Также в документе были представлены примеры ведущих практических мер по энергоэффективности, которые можно было бы применить в жилом, транспортном, промышленном и энергетическом секторах для ограничения спроса на энергию в Украине.