RU UA EN

Концепция Государственной целевой экономической программы по энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии на 2022-2026 годы

Концепция Государственной целевой экономической программы по энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии на 2022-2026 годы

Концепция Государственной целевой экономической программы по энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии на 2022-2026 годы

В связи с завершением программы «теплых кредитов» в 2020 году, Госэнергоеффективности разработала концепцию программы государственной поддержки энергоэффективности в различных секторах экономики на 2022-2026 годы, к тому же более расширенной к сравнению с прошлой программой.

Целью Программы стали две ключевые составляющие:

  • повышение уровня энергоэффективности национальной экономики.
  • повышение энергонезависимости путем использования электроэнергии полученной в результате использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Для выполнения международных обязательств Директивы Европейского Парламента и Совета ЕС 2012/27 / ЕС «Об энергетической эффективности», Украина должна продолжить имплементацию требований вышеупомянутых документов в национальное законодательство, касающиеся различных секторов:

  • Для жилых и общественных зданий — продолжение реализации существующих механизмов, в том числе возмещение части суммы кредитов для населения (физические лица) на приобретение «негазовых» котлов, энергоэффективного оборудования, материалов; поощрения для получения сертификации энергетической эффективности.
  • Для промышленности — стимулирование предприятий к внедрению энергоэффективного оборудования, технологий, материалов путем удешевления кредитов.
  • В бюджетной сфере — стимулирование развития рынка ЭСКО путем удешевления кредитов на внедрение энергоэффективных мероприятий на объектах государственной и коммунальной формы собственности; проведение санации зданий органов государственной власти и обеспечения энергетической эффективности таких зданий на уровне не ниже минимальных нормативных требований (требование Директивы ЕС 2012/27/EC).
  • Для транспорта — стимулирование развития инфраструктуры зарядных станций для электромобилей и тому подобное.
  • Использование зеленой энергетики — стимулирование развития сферы производства биогаза из агроотходов; стимулирование выращивания энергетических растений; стимулирование установления объектов ВИЭ в частных домохозяйствах. Так, на сегодня отсутствует любое государственное стимулирование внедрения строительства установок для производства биогаза и выращивания энергетических растений.

По-прежнему причинами возникновения проблемы остались:

  1. Неэффективное использование существующих топливно-энергетических ресурсов. Хотя за последние десять лет уровень выбросов СО2 сократился, однако до сих пор остается недостаточным. Также на низком уровне остается процесс инвестирования в проекты модернизации производственных фондов и технологий.
  2. Прирост объема ВВП остается низким, а значит поступления в государственный бюджет являются низкими.

Ряд принятых законодательных и других нормативно-правовых актов были недостаточными для достижения прогнозируемого уровня: по 2019 общая доля ВИЭ составила 8,1% с прогнозируемых 10,1%.

Разработанная Концепция Программы должна улучшить существующее положение в сфере энергоэффективности и сейчас проходит согласование с заинтересованными центральными органами исполнительной власти. Напоминаем, что в 2020 году Украина расширила международное сотрудничество: подписала ряд меморандумов о сотрудничестве в сферах энергоэффективности и зеленой энергетики, а также заключила международное партнерство в рамках вышеуказанных инициатив (Финско-украинский трастовый фонд, Проект ЕС Twinning «Развитие возобновляемой энергетики в Украине», программа «Danida Business Finance»).

Финансирования. На реализацию 5-летней программы предложено предусмотреть 10 млрд гривен.