RU UA EN

Международные примеры мер политики энергоэффективности, применяемые в разных отраслевых секторах

Международные примеры мер политики энергоэффективности, применяемые в разных отраслевых секторах

Международные примеры мер политики энергоэффективности, применяемые в разных отраслевых секторах

Международные примеры были представлены в документе Harnessing Energy Demand Restraint in Ukraine 2021, разработанного Международным энергетическим агентством (International Energy Agency (IEA).

Жилищный сектор.

Проект тепловой реформы и энергоэффективности зданий для Китая направлен на повышение энергоэффективности в городских жилых домах и системах центрального отопления с холодным климатом путем интеграции трех компонентов: 1) эксплуатационные демонстрации, показывающие, что наибольшее повышение энергоэффективности и экономии затрат на отопление жилых помещений за счет одновременного решения проблем тепловой целостности зданий, эффективности работы систем теплоснабжения, обеспечения потребителями средств контроля тепла и внедрения учета тепловой энергии, ценообразования на тепло на основе расходов и расчетов за тепло на основе потребления; 2) сотрудничество с центральным правительством; и 3) содействие одновременному развитию реформ в секторе теплоснабжения и повышению энергоэффективности зданий в китайских муниципалитетах.

В Дании минимальные стандарты энергетической эффективности (MEPS) для новых и существующих зданий применялись в течение длительного времени и сейчас находятся на относительно высоком уровне. Они регулярно усиливаются, чтобы отражать эволюцию строительных материалов и практик. Изменения в стандартах определяются заранее, чтобы сделать переходы более плавными. Эти меры, как правило, дополняются более строгими добровольными стандартами. В ЕС действует Директива об энергоэффективности зданий, которая имеет целью установить обязательные стандарты для обеспечения «зданий с почти нулевым энергопотреблением» с помощью комбинации MEPS для зданий и сертификации энергетических характеристик зданий.

Энергетическая этикетка позволяет потребителям Австралии и Новой Зеландии сравнивать энергоэффективность и эксплуатационные расходы приборов перед покупкой. Рейтинг показывает, насколько эффективна модель по сравнению с другими моделями такого же размера. Больше звезд означает большую эффективность по сравнению с другими моделями такого же размера. Этикетка с рейтингом энергии также указывает на потребление энергии прибором или количество электроэнергии, используемое моделью. Он основан на стандартизированном тестировании, проведенном в соответствии с официальным стандартом Австралии и Новой Зеландии. Чем меньше число, тем меньше эксплуатационный расход модели.

Программа ENERGY STAR была введена Соединенными Штатами Агентством по защите окружающей среды и используется в нескольких юрисдикциях, включая Европейский Союз, Канаду, Австралию, Европейскую ассоциацию свободной торговли, Японию, Новую Зеландию, Швейцарию и Тайвань. Он имеет широкое глобальное влияние, поскольку продукты ENERGY STAR свободно продаются во многих других странах. Спецификации ENERGY STAR опираются на международные процессы стандартизации и поддерживают пороговое значение, согласно которому только 25% каждой оцененной категории продуктов могут иметь отметку.

Транспортный сектор.

Испанская программа Efficient Vehicle Incentives способствует замене старых транспортных средств, тратящих много топлива, на высокоэффективные модели с меньшим потреблением и выбросами CO2. Прямая государственная субсидия в размере 1500 евро на транспортное средство предоставляется для эффективных транспортных средств, стоимость которых до НДС составляет до 25000 евро, или для электрических гибридов с подключением до 30000 евро.

В странах ЕС новые стандарты выбросов CO2 для легковых и коммерческих транспортных средств были утверждены в 2019 году и преследуют цель сокращения выбросов СО2 в 2030 году на 37,5% для легковых автомобилей и 31% на легкие коммерческие транспортные средства. Эта новая цель базируется на предварительном требовании максимального выброса — 95 г CO2/км для недавно зарегистрированных легковых автомобилей в 2020 году, что соответствует 4,1 л/100 км для бензиновых транспортных средств и 3,6 л/100 км для дизельных автомобилей.

В Соединенных Штатах в 2012 году Агентство по охране окружающей среды и Национальная администрация по безопасности дорожного движения выпустили пересмотренные стандарты для этикеток экономии топлива. Обновленные этикетки предоставляют покупателям автомобилей информацию об экономии топлива, расходах на топливо и воздействии на окружающую среду, например рейтинги смога и выбросы углерода. Наличие этикетки необходимо для всех проданных транспортных средств, как новых, так и б/у.

В Финляндии введен комплексный пакет политики по энергоэффективности в транспортном секторе, чтобы сделать общественный транспорт, пешие прогулки и езду на велосипеде более привлекательными по сравнению с вождением. Мероприятия включают ставки транспортного налога, определяемые в соответствии с выбросами транспортных средств и расширением системы общественного транспорта. Информационные кампании включают энергоэффективное вождение как часть обучающей программы для водителей. Эксперты определили, что транспортные и государственные элементы этого пакета являются одними из наиболее эффективных в Европе.

Промышленный сектор.

Австралийская программа Energy Efficiency Opportunities (EEO) потребовала от всех корпораций, использующих более 0,5 пДж энергии в год, проводить тщательные проверки энергоэффективности каждые 5 лет и публично отчитываться о результатах. Дальнейшее применение выводов аудита было добровольным. EEO включает около 450 предприятий во всех секторах, на которые приходится 65% общего конечного потребления энергии, стимулируя их к более строгому подходу к использованию энергии и энергоэффективности путем устранения информационных сбоев и организационных барьеров для определения и внедрения экономически эффективного повышения энергоэффективности.

JK Tire & Industries Ltd. из Индии сэкономила почти 1,8 миллиона долларов США за шестилетний период, поскольку ее завод в Ченнае получил сертификацию и повторную сертификацию в соответствии с ISO 50001. Определив оборудование, потребляющее больше энергии, завод определил приоритеты для энергосбережения. В дополнение к использованию большего количества возобновляемой энергии завод установил устройства, которые предупреждают персонал даже о незначительном увеличении потребления энергии, и модернизировал несколько систем, чтобы уменьшить потребность в энергии и воде.

Learning Energy Efficiency Networks (LEEN) поддерживает инновации по энергоэффективности среди компаний-участников для повышения их конкурентоспособности. Учась друг у друга, компании-члены сотрудничают, чтобы экономить энергию наиболее рентабельным способом. Основной отправной точкой является повышение эффективности сквозных технологий (например систем сжатого воздуха, комбинированных систем тепло- и электроэнергии, электрических приводов). Оценка 30 сетей в Германии выявила 4000 прибыльных мер со средней внутренней нормой прибыли 35%. Компании, сотрудничающие в сетях LEEN, повышают свою эффективность вдвое быстрее средних промышленных показателей Германии.

Энергетический сектор.

В Китае согласно регламенту по внедрению мер по управлению спросом на электроэнергию все сетевые компании должны обеспечивать экономию энергии по меньшей мере на 0,3% от продаж в предыдущем году и сокращение пикового спроса по меньшей мере на 0,3% от пикового спроса в прошлом году.

Схема белых сертификатов датской энергоэффективности включает в себя систему проверки и измерения с механизмом, позволяющим третьим сторонам помогать финансировать экономически эффективное энергосбережение. Схема оказалась эффективна в поощрении инициатив по энергоэффективности в торговом и промышленном секторах.

ESKOM (Национальная энергетическая компания, Южная Африка) развернула набор мер по стимулированию ограничения спроса, включая масштабную национальную программу эффективного освещения и целенаправленные усилия по управлению спросом для разных промышленных потребителей. Было достигнуто понижение спроса на электроэнергию более чем на 7 ТВт-ч в год.