RU UA EN

Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве аэропортов

Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве аэропортов

Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве аэропортов

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВД)— это процедура перед началом хозяйственной деятельности, которая предусматривает подготовку субъектом ведения хозяйственной деятельности отчета по оценке воздействия на окружающую среду, проведения общественного обсуждения, анализ уполномоченным органом предоставленной в отчете информации о влиянии на окружающую среду и предоставления заключения по оценке воздействия.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется с соблюдением требований законодательства Украины об оценке воздействия на окружающую среду, с учетом состояния окружающей среды до начала плановой деятельности, экологических рисков и прогнозов, перспектив социально-экономического развития, мощности и видов (прямого и опосредованного) воздействия, имеющихся там объектов.

Субъекту хозяйствования который планирует заниматься определенной хозяйственной деятельностью необходимо ознакомиться ст. 3 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» и выяснить предусмотрена ли процедура ОВД для этого вида деятельности.

Виды деятельности, требующие проведение ОВД разделены на две категории:

Для первой категории заключения ОВД будет выдавать Минприроды, в отдельных случаях нужно будет получать оценку трансграничного воздействия. К данной категории относятся: нефте- и газоперерабатывающие заводы, ТЭС, ТЭЦ, производство, обогащение и захоронение ядерного топлива, некоторые категории химического производства, аэропорты, автомагистрали, гидросооружения, порты и т.д.

Для второй категории, заключения ОВД будут выдавать местные органы управления природными ресурсами. Сюда относятся следующие виды деятельности: глубоководное бурение, сельское хозяйство, добывающая и энергетическая промышленность, обработка металла и переработки минерального сырья, пищевая промышленность и др.

Аэропорт рассматривается как объект совокупности инженерных сооружений, предназначенных для приема, отправления и технического обеспечения воздушного транспорта, а также обслуживание пассажиропотоков и груза. Структура аэропорта достаточно сложная, и содержит: аэродром (взлётно-посадочная полоса), служебно-технические сооружения с аэровокзалом и терминалами, ремонтную базу, газовую и электростанции, котельные, парковки, транспортные магистрали (автомобильные и железнодорожные сообщения).

Постоянный рост общего объема международных и внутренних регулярных перевозок, уровня пассажиропотока и транспортного сообщения приводит к увеличению концентрации загрязняющих веществ как на территории аэропорта, так и в том районе, который к нему прилегает. Также к негативному воздействию можно отнести: шум от эксплуатации самолетов, выбросы загрязняющих веществ, которые попадают в почву и воду, электромагнитные излучения, тепловые загрязнения.

Поэтому строительство, аэропортов и аэродромов с основной взлетно-посадочной полосой длиной 2100 метров и более попадают под первую категорию, а ко второй категории — аэропорты со взлетно-посадочной полосой до 2100 метров, и прохождение процедуры воздействия на окружающую среду является обязательным. Также ОВД выполняется при реконструкции или капитальном ремонте аэропортов и взлетно-посадочных полос (п. 14 во 2-й категории, и п. 22 в 1-й категории статьи 3 закона Украины «Про оценку воздействия на окружающую среду»).

Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве или реконструкции аэропорта предусматривает:

  1. Подготовку уведомления о плановой деятельности и месте ее производства. Уведомление загружается в реестр ОВД и публикуется не мение чем в двух печатных изданиях для ознакомления местными жителями о плановой деятельности предприятия.
  2. Исследование влияния плановой деятельности на атмосферу воздуха в данной местности, влияние на почву, поверхностные и грунтовые воды, на флору и фауну района (с более глубоким изучением орнитологической среды) в рамках плановой деятельности. Моделирование и расчет акустического воздействия, расчет техногенной нагрузки на местную инфраструктуру, и социально-экономические условия местных общин (в частности влияние на здоровье людей).
  3. Составление отчета по оценке воздействия на окружающую среду включает: технические характеристики плановой деятельности, заключения исследований, описание оправданных альтернатив, описание текущего состояния окружающей среды. Разработка действенных и эффективных мер, направленных на уменьшение и избежания негативных воздействий на окружающую среду, учета замечаний и предложений общественности. Отчет по оценке воздействия на окружающую среду также размещается в реестре ОВД.
  4. Отчет по ОВД и объявление об общественных слушаниях публикуются в реестре ОВД и двух печатных изданиях.
  5. Общественные обсуждения отчета ОВД  проводит уполномоченный территориальный или центральный орган в форме общественных слушаний и письменных замечаний и предложений. Такое обсуждение продолжается от 25 до 35 рабочих дней, время определяется от категории плановой деятельности и наличия трансграничного воздействия. Субъект хозяйственной деятельности оплачивает проведение общественного обсуждения в территориальный или центральный уполномоченный орган. Отчет об общественных слушаниях готовит уполномоченный территориальный либо центральный орган и загружает в реестр ОВД.
  6. Выдача заключения ОВД. Уполномоченный территориальный либо центральный орган выдает заключение оценки воздействия на окружающую среду, в котором определяет допустимость или обосновывает недопустимость плановой деятельности, определяет условия ее производства, данное заключение является обязательным к выполнению. Органы государственной власти и местного самоуправления обнародуют заключение оценки воздействия на окружающую среду и решение о проведении плановой деятельности в течение 3 рабочих дней со дня его принятия и обеспечивают общественности возможность ознакомления с его содержанием. Заключение ОВД предоставляется субъекту хозяйствования бесплатно в течение 25 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения.

Специалисты компании MCL имеют опыт в проведении оценки воздействия на окружающую среду для первой и второй категорий видов плановой деятельности и проведении исследований определения влияния на флору и фауну на территории плановой деятельности.