Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве воздушных линий электропередач (ЛЭП) и подстанций (ПС)
В Украине продолжается активное внедрение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Поэтому следующей задачей является предоставление качественного, безопасного и устойчивого снабжения электроэнергии по всей Украине и ее коммерческого соответствия. В 2017 году была принята Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года, где основными целями стали:
— поддержка реконструкции, развитие распределительных сетей в соответствии с развитием распределенной генерации электроэнергии;
— установление и обеспечение выполнения требований к качеству энергоснабжения.
В 2020 году начат второй этап (до 2025 года) Стратегии, который нацелен на полную интеграцию Объединенной энергетической системы (ОЭС) Украины с энергетической системой Европы ЕКТ8О-Е и приведения нормативной базы к требованиям, которые позволят принять участие в региональном объединении рынков электроэнергии.
Развитие строительства солнечных электростанций (СЭС) и ветровых электростанций (ВЭС) часто связан со строительством линий электропередачи (ЛЭП). На открытой и сельской местностях воздушные ЛЭП являются самыми популярными. К сравнению с кабельными, которые принято использовать в городах и густонаселенных пунктах, они являются более дешёвыми и имеют меньшую плотность застройки.
Строительство электрических сетей осуществляется с соблюдением правил безопасности и в соответствии с государственными стандартами и нормативными документами.
Согласно ГСН В.2.5-16-99 «Инженерное оборудование сооружений, внешних сетей. Определение размеров земельных участков для объектов электрических сетей» для объектов (напряжением от 0,4 до 750 кВ) определены нормы, устанавливающие порядок определения размеров земельных участков, предоставляемых в постоянное и временное пользование на период строительства.
Обеспечение сохранности и надежной работы электрических сетей регулируется Правилами охраны электрических сетей (Постановление №209 от 4 марта 1997 года). Правила применяются:
— при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации электрических сетей;
— при выполнении работ или осуществления другой деятельности вблизи электрических сетей.
К электрическим сетям, подлежащих охране согласно Правил, относятся:
— воздушные линии электропередачи (ЛЭП);
— подземные и подводные кабельные ЛЭП; сооружения, которые к ним относятся;
— трансформаторные подстанции (ПС);
— распределительные пункты и устройства;
— токопроводы.
Основными этапами строительства электрических сетей является:
Согласно Закону Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», строительство воздушных линий электропередач напряжением 220 киловольт и более и длинной более 15 километров относятся к первой категории, а ко второй категории — строительство линий электропередач (воздушных и кабельных) напряжением 110 киловольт и более и подстанций напряжением 330 киловольт и более. Так же ОВД выполняется при реконструкции, техническом переоснащении, капитальном ремонте (п. 14 во 2-й категории, и п. 22 в 1-й категории статьи 3 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду»).
Процедура оценки воздействия на окружающую среду при строительстве воздушных линий электропередач и подстанций:
1 Подготовка уведомления о проведении планируемой деятельности и дальнейшая его загрузка в реестр ОВД, размещенные публикации минимум в 2-х печатных изданиях для ознакомления местными жителями, которые могут подвергнуться воздействию планируемой деятельности и размещения на досках объявлений органов местного самоуправления или других общественных местах территорий планируемой деятельности.
2 Исследование влияния плановой деятельности на атмосферный воздух, почву, поверхностные и грунтовые воды, флору и фауну района в рамках плановой деятельности. Моделирование и расчет акустического воздействия, расчет техногенной нагрузки на местную инфраструктуру, и социально-экономические условия местных общин (в частности влияние на здоровье людей).
3 Составление отчета по ОВД, которое включает: технические характеристики плановой деятельности, выводы исследования, описание оправданных альтернатив, описание текущего состояния окружающей среды. Разработка действенных и эффективных мер, направленных на уменьшение и избежание негативных воздействий на окружающую среду, учета замечаний и предложений общественности. Отчет по оценке воздействия на окружающую среду также размещается в реестре ОВД.
4 Отчет по ОВД и объявления об общественном обсуждении публикуются на сайте ОВД, также размещается информация об общественном обсуждении в печатных изданиях и на досках объявлений органов местного самоуправления или других общественных местах территорий планируемой деятельности.
5 Общественное обсуждение отчета по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется уполномоченным территориальным или центральным органом в форме общественных слушаний, письменных замечаний и предложений. Такое обсуждение продолжается от 25 до 35 рабочих дней, время зависит от категории плановой деятельности и наличия трансграничного воздействия. За организацию и проведение общественного обсуждения субъект хозяйствования платит официальную плату в территориальный или центральный уполномоченный орган. Отчет об общественном обсуждении готовит уполномоченный территориальный или центральный орган и загружает его в реестр ОВД.
6 Выдача заключения ОВД. Уполномоченный территориальный или центральный орган выдает заключение по оценке воздействия на окружающую среду, в котором определяет допустимость или обосновывает недопустимость плановой деятельности, определяет условия ее производства, данное заключение является обязательным к исполнению. Органы государственной власти и местного самоуправления обнародуют заключение по оценке воздействия на окружающую среду и решение о проведении плановой деятельности в течение 3 рабочих дней со дня его принятия и предоставляют общественности возможность ознакомиться с его содержанием. Заключение ОВД предоставляется субъекту хозяйствования бесплатно в течение 25 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения.
Специалисты компании MCL имеют опыт в проведении оценки воздействия на окружающую среду для первой и второй категорий видов плановой деятельности и проведении исследований определения влияния на флору и фауну на территории плановой деятельности.