Повышение цены квот за выбросы СО2 в странах ЕС
ЕС, в рамках Европейской системы торговли выбросами (EU ETS), планирует к 2030 году поднять цену квот за выбросы СО2 до 90 € за тонну. В 2017 году цена составляла 5 € за тонну и выросла к настоящему времени до 52,89 € за тонну.
EU ETS – на настоящий момент самый крупный углеродный рынок, который принимает участие в борьбе с изменением климата и является ключевым инструментом экономического уменьшения выбросов парниковых газов (СО2 по производству электроэнергии и тепла, энергоемких отраслей промышленности, а также коммерческой авиации, действующей в рамках Европейской экономической зоны; N2O от производства азотной, адипиновой и глиоксиловой кислот и глиоксаля; PFCs от производства алюминия). Созданная в 2005 году, система торговли работает во всех странах ЕС, а также Исландии, Лихтенштейне, Норвегии и покрывает около 40% выбросов парниковых газов ЕС. Система ограничивает выбросы около 10 000 установок в энергетическом секторе и обрабатывающей промышленности, а также авиакомпаний, осуществляющих рейсы между вышеупомянутыми странами. Ключевые моменты работы системы состоят в том, что в конце каждого года установка должна сдать квоты, чтобы полностью покрыть выбросы. В случае невыполнения — большие штрафы. Повышение цен на углерод побуждает к поискам и привлечении инвестиций и использовании инновационных низкоуглеродистых технологий в производстве. В случае уменьшения выбросов установкой, у нее остаются резервные надбавки для покрытия возможных будущих превышений, или, при необходимости, установка может продать свои резервные надбавки другим установкам, которым не хватает квот.
14 июля 2021 Европейская Комиссия (ЕК) приняла ряд законодательных актов для достижения климатической нейтральности в ЕС к 2050 году, в том числе сокращение выбросов парниковых газов до 55% к 2030 году. Законодательная база EU ETS частично помогает в выполнении условий, указанных в Парижской сделке. План действий ЕК до 2030 года в целом базируется на реформировании углеродного рынка ЕС. Например, Брюссель предлагает постепенное снижение количества квот на выбросы СО2, как приобретенных компаниями, так и бесплатных. Как отмечалось выше, это приведет к росту цен эмиссионных квот и стимуляции компании сокращать выбросы. К авиакомпаниям планируется применение полной отмены бесплатных квот EU ETS и включения в обновленную систему морских судов с 2023 года. Также планируется создание еще одной системы торговли выбросами, которая будет касаться транспортного сектора и сектора отопления зданий. Для того чтобы европейские предприятия не покидали границ ЕС (для избежания платы за выбросы СО2), ЕК представила структуру Механизма углеродного корректировки импорта (CBAM) для импортеров в ЕС, которая представляет собой не предоставление квот, а введение специальных СВАМ-сертификатов, которые будут покупать импортеры электроэнергии, продукции цементной промышленности и металлургии (железо, сталь, алюминий) в ЕС. Цена сертификатов будет рассчитываться на основе аукционной цены квот в рамках EU ETS.
Относительно действий со стороны Украины, 30 июля 2021 года Правительство приняло Обновленный национальный определенный вклад Украины к Парижскому соглашению (НВВ2), где основной целью отмечено сокращение выбросов парниковых газов до 35% к 2030 году. 4 августа данный документ был передан в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата, будет официально представлен на 26 Конференции сторон в Глазго.